Гурская Наталья Викторовна

могу сделать; могу научить, КАК сделать

------------------------------------------------------------------------------------

 

Если обратить свой взгляд в историю развития обучения...

На первом, самом раннем этапе все было очень и очень сурово "ДЕЛАЙ ПО СЕМУ!"

Если этого не происходило, шел в ход весьма убедительный педагогический прием - РОЗГИ 

Потом стали задумываться о том, ПОЛУЧАЕТ ли ученик те ЗНАНИЯ, которые ОТДАЕТ УЧИТЕЛЬ? Как оказалось, не все и не всегда и вообще процент усвоения очень низок. И стали появляться различные опросы, контрольные срезы, тесты, зачеты,... Но, если ученик не берет знания, насильно в голову их не вложишь! Конечно, нужно давать через ИГРУ, конечно, через ИНТЕРЕС, а, самое главное, через ЛЮБОВЬ. НО у каждого, даже самого маленького ученика абсолютно свои "зацепки", благодаря которым усваиваются знания!. Это может быть все, что угодно: запах, тембр голоса, манера ведения урока, стиль изложения материала, следование моде или, наоборот, не следование, юмор, ирония, или доверие. Может быть, даже съеденный или несъеденный завтрак, отношения с одноклассниками или одногруппниками, самочувствие... Поэтому, на мой взгляд, ни один тест, ни один срез не является абсолютным. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ!

Сейчас педагогика пытается сделать ученика не просто ПРИЕМНИКОМ ЗНАНИЙ, а РАВНОПРАВНЫМ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. 

А для этого нужно отслеживать настроение ребенка. Но, опять же не механически фиксируя :"троим понравилось, двоим нет, остальным все равно"! Нужно научить ребенка отслеживать свое состояние, свои ощущения. Нужно, чтобы малыш МЫСЛИЛ! Причем мыслил, ПОЛУЧАЯ ЗНАНИЯ и мыслил, ОЦЕНИВАЯ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ! И здесь мы вплотную подходим к понятию РЕФЛЕКСИИ.  

"Прошел урок. А у меня настроение не очень-то. Почему? Я не понял тему? Я не сумел все решить? Соседка сообразила намного быстрее меня,... а я вообще не умею не быть лучшим? Погода за окном хмурая? Мама накажет, что не получил наклейку? Зачем вообще учиться?" 

К сожалению, даже если все эти мысли и проносятся в голове малыша, они могут быть и не четко оформленными в слова эти или иные, и неосознанными, и может их не быть вообще. Ведь нас в свое время не учили отслеживать свое состояние?!

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия),который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
- первая строканазвание темы (одно существительное);
- втораяописание темы в двух словах (два прилагательных);
- третья строка – описание действия в рамках этой темы (три глагола);
- четвёртая строкаэто фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое осмысленное предложение);
- последняя строкасиноним, который повторяет суть темы, обобщает или расширяет смысл темы или предмета
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. 

Ребята могут составлять синквейн на занятии или дома. 

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей ребят.