Гурская Наталья Викторовна

могу сделать; могу научить, КАК сделать

------------------------------------------------------------------------------------

 

Начинаем серию материалов по технологии создания "мультиков". Столько написано для конференций и толстых журналов... Почему бы не написать об этом (коротко ли подробно ли?) на сайте?

Каждый ребенок знает, что такое мультфильм, и большинство детей мультфильмы естественным образом любит. Но предложите ребенку сделать мультфильм самому – это для него принципиально новая идея: «Как? А я смогу? А у меня получится?». Особенно это характерно для случая, когда у будущего мультипликатора не сложились отношения с рисованием.

Чем можно подбодрить юное дарование? Следующей новой идеей – для создания мультфильма вовсе не обязательно рисовать! Современные компьютерные технологии с успехом заменяют традиционные карандаш и бумагу! Десятки тысяч готовых картинок и изображений только и ждут, чтобы из них выбрали необходимые, применили фантазию и оживили, создав для начала простой, но свой сюжет!

Но необходимые для этого технологии нужно знать, а пользоваться компьютерным инструментарием (читай – программным обеспечением) нужно уметь. Из элементарных действий ребенка должна сложиться та цепочка, что приведет его к созданию своего первого мультфильма. А чтобы она сложилась, необходим алгоритм – осознанная последовательность действий, приводящая к нужному (пусть небольшому по сравнению с общим замыслом) результату. И только многократное применение (осознанное или неосознанное) этого алгоритма позволяет последовательно преобразовывать картинку из одного кадра в другой, формируя в итоге тот самый результат, ради которого все это затевалось. Или не тот, так как в процессе творчества конечная цель может измениться, но мультфильм все равно будет сделан!

Какие инструменты для этого нужны? Для дошкольника овладеть Flash-анимацией – задача непосильная. Оставим этот великолепный инструмент профессионалам. Есть более простые и практически универсальные способы, базирующиеся на более распространенном программном обеспечении. Нас спасет повсеместно используемый практически только для создания презентаций Microsoft Power Point, возможности которого на самом деле намного шире.

Итак, что нужно для мультфильма? Несколько (желательно, побольше) кадров с единым фоном. Несколько героев (те самые готовые картинки), которые в этих кадрах будут действовать. И, естественно, тот самый Алгоритм, который свяжет в единый технологический процесс все действия ребенка по созданию каждого кадра и заданию способа перехода от одного кадра к другому.

Для чего это может ему понадобиться? За ответом не нужно далеко ходить! В действующих ФГОС определяется понятие технологической грамотности, как «способности пользоваться … конкретными способами и средствами преобразования окружающей действительности». И пусть для наших дошкольников эта действительность пока мультяшная, пусть ее объекты существуют только на экране монитора, но дети реально учатся  «создавать информационные объекты с использованием средств … графики, музыки, ссылок, мультимедиа и анимации» [3].

Но это далеко не все! Придумывая свой мультик, выбирая для него технологию, дети осваивают «умение ставить технологическую задачу исходя из человеческой потребности, планировать деятельность по ее решению, проектировать нужный объект, изготовлять его модели и прототипы и требуемый объект, улучшать свою конструкцию». И, конечно, не сразу все получается идеально – нужно «решать задачи выявления неисправностей, дефектов и недостатков, их устранения и компенсирования» [2]. И в этом создаваемый мультик служит детям моделью реального мира, с которым им предстоит столкнуться и проявить свой креативный подход к проблемам и алгоритмическое мышление.

Автор:  Гурская Н.В., победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего – 2012» в номинации «Занятия в дошкольном образовании», педагог НОУ ЦППР «Эмпатия»

Полностью статья опубликована (для самых любопытных: кликаем по картинке - получаем реальный размер)